О МАСТЕРСКОЙ

Проблема производства качественной сувенирной продукции остается одной из важных задач современного рынка товаров, предлагаемых населению.
Сувенир может быть произведением декоративно-прикладного искусства, изделием народного творчества или дизайна, или репликой (копией, выполненной в другом материале или масштабе) музейных экспонатов, в том числе и археологических памятников. 
Генрих Александрович Алёшин (основатель мастерской) родился 1937 году в Новгороде. Технолог по обработке металла резанием, он в 1965 году начал заниматься художественной обработкой металла. Вскоре молодой ювелир становится участником городских и областных выставок декоративно-прикладного искусства, а затем и всей северной зоны России (Петрозаводск, Сыктывкар, Череповец, Вологда). 
Более 30 лет Г. А. Алёшин разрабатывал образцы сувениров на предприятиях Новгорода. Это были декоративные тарелки, подсвечники, медали, плакетки, обложки записных книжек, юбилейные и памятные знаки, подвески и браслеты. Все изделия выполнялись художником на основе серьезного изучения и знания произведений древнерусского прикладного искусства, миниатюр и тератологического орнамента книг, архитектурного декора Владимиро-Суздальской Руси XI-XIV веков. Технические приемы изготовления сувениров были традиционно ручными. Тонировка и полировка позволяли максимально использовать свойства металла, усиливая гармонию линий и форм. 
В 1990-е годы член Союза художников России Г. А. Алёшин организовал творческую лабораторию, сосредоточив внимание на изготовлении сувениров-украшений, образцами для которых стали ювелирные изделия, найденные в результате археологических раскопок, как в Новгороде, так и в других культурных центрах Древней Руси. Очевидно, что интерес к этой теме был обусловлен и местом рождения ювелира, и личным знакомством с крупнейшим специалистом в области древнерусской истории и археологии В. Л. Яниным, много лет руководившим новгородскими исследованиями. 

Ассортимент выпускаемых изделий достаточно разнообразен и состоит из реплик женских украшений. Это - лунницы, фибулы, колты, створчатые и пластинчатые браслеты, монетовидные подвески, прообразом которых стали изделия ХI-ХIV веков. Так, в створчатых браслетах использованы формы и декор археологических находок ХII-ХIII веков, а в пластинчатых - орнаменты архитектуры Владимиро-Суздальской Руси: сферические браслеты появились в результате переработки древнерусских шейно-нагрудных украшений. Особо хочется отметить наличие в коллекции таких изделий как гривны, которые достаточно редко создают современные ювелиры.

В настоящее время мастерская Алёшиных имеет более пятидесяти постоянных точек в России для реализации своих изделий, среди которых Государственный Исторический музей и Музей Московского Кремля, Российский этнографический музей и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Новгородский государственный музей-заповедник, Егорьевский музей, Коломенский музей, Владимиро-Суздальский и другие музеи России, а также художественные салоны и галереи. 

Декоративная посуда
Декоративная посуда
Декоративная посуда
Мастерская Алешиных выпускает сувенирную продукцию. Разработана серия декоративных тарелок «Актовые печати Древней Руси X-XV вв.» По смыслу надписей печати Великого Новгорода представляют разряд государственных печатей Новгородской республики. Это буллы высшей государственной власти, применявшейся тогда, когда требовалось придать документу силу общегосударственного решения.
Тарелки выполняются вручную из меди, с элементами ковки и патиной. Смело можно сказать - это единственная в России сувенирная продукция подобного рода.
 
Декоративные тарелки
Декоративные тарелки
Декоративные тарелки
Мастерская Алешиных выпускает сувенирную продукцию. Разработана серия декоративных тарелок «Актовые печати Древней Руси X-XV вв.» По смыслу надписей печати Великого Новгорода представляют разряд государственных печатей Новгородской республики. Это буллы высшей государственной власти, применявшейся тогда, когда требовалось придать документу силу общегосударственного решения.
Тарелки выполняются вручную из меди, с элементами ковки и патиной. Смело можно сказать - это единственная в России сувенирная продукция подобного рода.
 
Мастерская Алешиных
Мастерская Алешиных
Мастерская Алешиных
Основатель мастерской Алёшиных – Генрих Александрович Алёшин (1937-2010 гг.), уроженец Великого Новгорода, член Союза художников России, посвятил жизнь изучению древнерусского прикладного искусства. В 1990-е годы Генрих Александрович открыл творческую мастерскую-лабораторию по изучению найденных археологами древнерусских ювелирных изделий и созданию на их основе сувениров и украшений.
 
Материалы. Медные украшения
Материалы. Медные украшения
Материалы. Медные украшения
Медные украшения, представленные на нашем сайте изготавливаются из твердой меди марки М1. Её химический состав, в соответствии с ГОСТ 859-2001, строго обуславливает содержание чистой меди в готовой продукции в количестве не менее 99,5%.
Уход за изделиями из меди и латуни
С течением времени медь обычно "зеленеет" и покрывается темными пятнами.
Каким образом вернуть меди ее первоначальный блеск? Ниже приводятся советы по уходу за медными изделиями: как почистить медь и возвратить ей сияние.
Наши бабушки до сих пор чистят медные предметы по старинке: в очень горячей воде растворяют небольшое количество жидкого моющего средства. Однако лучше использовать половинку лимона: натереть им поверхность медного предмета, потереть щеткой и затем сполоснуть водой. Что бы быстро удалить окисленную пленку, обмакните кусочек лимона в мелкую соль и натрите изделие, промойте и оботрите насухо.
Для того чтобы придать сияющий блеск меди, можно приготовить смесь из муки, уксуса и крупной соли. Натрите смесью медный предмет и вытрите насухо мягкой тканью.
Если медное изделие очень старое и сильно загрязнено, положите его в литр кипящего уксуса и добавьте 2 столовые ложки поваренной соли. После того, как изделие остынет, промойте его водой и вытрите насухо.
Эти же способы подходят и для чистки изделий из латуни.
 
Материалы. Украшения из латуни
Материалы. Украшения из латуни
Материалы. Украшения из латуни
Для изготовления наших украшений мы используем латунь марки Л63 — двухкомпонентный сплав меди и цинка с содержанием Cu 62-65% и Zn – 34,22-37,5 %, до 0,5% в нём составляют примеси.
В отличие от красной меди, латунь в России называли жёлтой медью. Латунь получила свое название "вечный металл" за износостойкость. Изделия из нее мало подвержены воздействию времени и не теряют свой первоначальный вид. Благодаря пластичности и легкости в обработке этот сплав широко используется ювелирами для изготовления бижутерии. Медь известна людям уже несколько тысяч лет, а вот никель был открыт только в XVI веке. Но предприимчивые древние римляне научились получать латунь путем сплавления меди с цинковой рудой. Они использовали ее для изготовления украшений и изящной тонкостенной посуды. В 18 веке на Урале открыли добычу меди и организовали производство разнообразных сплавов. С тех пор она получила широкое распространение. Изделия из нее появились практически в каждом доме.
Интересные факты
На Руси латунные изделия обменивали на собольи меха. Цену устанавливали просто - покупатель наполнял посуду до краев соболиными шкурками и отдавал их продавцу.
Имеет хорошую теплоемкость, поэтому из нее делали самые популярные в царской России предметы домашней утвари - самовары. Они равномерно прогревались и долго удерживали тепло, из-за этого не возникало необходимости растапливать его повторно, ведь эта процедура была довольно трудоемкой
Московский памятник Минину и Пожарскому изготовлен из этого сплава металлов, хотя считалось, что он бронзовый. Это открылось только во время его реставрации. На монумент, открытый в 1818 году, была собрана значительная по тем временам сумма. Осталось невыясненным, кому пошла часть денег, сэкономленная создателями памятника, ведь латунь значительно дешевле меди.
На Африканском континенте латунь ценится очень высоко. Из нее изготавливают посуду для церемоний и ритуальные маски.
У латуни есть еще одно интересное свойство. В отличие от других металлов она не намагничивается. Поэтому этот сплав использовали для создания футляров для магнитов и оправы для компасов. Благодаря искусной работе мастеров такие изделия превращались в настоящие произведения искусства. Они считались экстравагантным подарком для образованных мужчин.
Если к сплаву никеля и меди добавить 2,5% алюминия, то в результате получается материал, который невооруженным глазом нельзя отличить от золота 583-й пробы. Этим пользуются производители бижутерии. Однако такая особенность латуни хорошо известна и мошенникам, которые изготавливают из нее поддельные "золотые" украшения.
 
Материалы. Украшения из мельхиора
Материалы. Украшения из мельхиора
Материалы. Украшения из мельхиора
Сплав меди с никелем был известен ещё в III веке до н. э. как "белая медь". Создателем практичного сплава, согласно древним источникам, был житель Китайской державы Ли Лянь Ин. Современное название произошло от имён его "изобретателей" - французов Майо и Шорье (фр. Maillot, Chorier). Французское название Maillot-Chorier в немецком языке исказилось в Melchior, и затем распространилось в русском. В современных европейских языках название данного сплава обычно связано с латинским названием его компонентов - Cupronickel. По внешним характеристикам мельхиор похож на серебро, но обладает большей механической прочностью, и не темнеет. Сплав широко применяют для изготовления посуды и недорогих ювелирных и художественных изделий. Большинство современных монет серебристого цвета изготавливают из мельхиора (обычно 75 % меди и 25 % никеля с незначительными добавками марганца). Мельхиор также применяется в производстве медицинского инструмента. Мельхиор - согласно христианской традиции (Беда Достопочтенный - монах, "отец английской истории"), имя одного из трёх волхвов, пришедших поклониться новорождённому Иисусу. В Библии данное имя не упоминается.
Никель - микроэлемент, накопление которого происходит главным образом в двух органах: паращитовидной и поджелудочной железах. Он участвует в ряде закономерных процессов, в частности, усиливает положительное действие инсулина, способствуя сохранению низкого уровня глюкозы в крови как можно дольше. Данный нюанс выручает больных сахарным диабетом. Кроме того, ионы никеля оказывают благотворное влияние на функции, выполняемые ферментами, производят окисление витамина С. Также металл является спасением для гипертоников.
Медь, как и никель, в микродозах присутствует в крови человека. Она является необходимой составляющей множества ферментов и обладает антибактериальными свойствами. Ежесуточно взрослому индивидууму необходимо употреблять 0,9 мг данного элемента. Превышение и недостаток указанной нормы может негативно сказаться на состоянии здоровья человека, однако второй вариант гораздо хуже первого, по утверждению медиков. "Медное голодание" организма вызывает изменения в обмене белков и развитии костной системы. Мельхиор в целом поддерживает красоту и молодость кожи. Для этого необходимо положить изделие из металла в сосуд с водой и оставить на несколько часов. Полученной жидкостью следует ежедневно умываться. Также вода с ионами мельхиора избавляет от кожных заболеваний.
 
Процесс изготовления украшений
Процесс изготовления украшений
Процесс изготовления украшений
Мастерская Алешиных создает свои работы с помощью исторических технологий. Используются медь, латунь, а также мельхиор; применяется чернение и серебрение. Украшения изготовлены с соблюдением традиционной ручной технологии: гравировка, чеканка, тиснение, вальцовка. Чернение и полировка позволяют максимально использовать качества металла, подчеркнуть гармонию линий и формы.
 
Рабочее место гравера
Рабочее место гравера
Рабочее место гравера
Создание нового украшения - длительный процесс. Изучаются архивные материалы, фото старинных изделий, фасадные фрески и пр. Задача художника-гравера точно повторить реплику орнамента и адаптировать ее к форме украшения.
 
Рождение створчатых браслетов
Рождение створчатых браслетов
Рождение створчатых браслетов
Ассортимент выпускаемых изделий достаточно разнообразен и состоит в большей степени из женских украшений-сувениров. Это известные по археологическим раскопкам лунницы, фибулы, колты, створчатые и пластинчатые браслеты, монетовидные подвески, прообразом которых явились древнерусские украшения ХI-ХIV вв. Часть из них, например створчатые браслеты, которые повторяют конструкцию, форму и декор старинных украшений, но выполнены в измененном масштабе и из других материалов являются своеобразными репликами. Другие изделия, в частности, сферические браслеты - появились в результате переработки форм древнерусских шейно-нагрудных украшений и репликами не являются поскольку не имеют прямого прототипа. Модернизированные височные кольца, колты и разнообразные подвески, головные и шейные украшения-лунницы, декорированные фигурками животных и птиц в сочетании с растительным орнаментом можно рассматривать как украшение-сувениры.
 
Мастерская сегодня
Мастерская сегодня
Мастерская сегодня
Все изделия в нашей мастерской выполняются небольшими сериями по авторской технологии, вручную, с применением техник гравировки, чеканки, вальцовки, тиснения. Используемые материалы - медь и её сплавы, мельхиор; часть изделий покрывается серебром. На протяжении последних десяти лет в мастерской разрабатываются новые образцы изделий в древнерусском стиле, что позволяет постоянно обновлять коллекцию.
 

Текст....

 

Песня эльфа вереска

Сесиль Мэри Баркер

Хэй, это вереск! Север и юг
Укрыл я коврами на мили вокруг.
Отправься на запад, потом на восток –
Повсюду лиловый найдёшь лепесток.

Спину прямее! Выше колено!
Мигом я пустошь цветами одену!
Целое лето я с ветром скачу.
Юному вереску всё по плечу!
(Вереск на рисунке называется болотным. Чаще встречается другой вид – вереск обыкновенный).