Петроглифы Карелии

Каменные загадки Белого моря. Они встречаются здесь на каждом шагу. Рукотворные лабиринты на Соловецких островах, сейды на островах Русский Кузов и Немецкий Кузов, дорога из каменных плит на Кондострове.

Считается, что первые люди поселились на берегах Белого моря более 5 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Орудия труда времен неолита: каменные сосуды, рыболовные крючки, иглы, топоры. Украшения из бронзы и раковин. И наконец, петроглифы — рисунки на скалах.

Неподалеку от Беломорска у реки Выг — целая картинная галерея. На скалах высечены звери, птицы, рыбы. Люди в лодках, на лыжах, сцены охоты на лесных и морских зверей…

Встречаются и таинственные знаки: звезды, кресты, круги, овалы, треугольники, четырехугольники, изображения человеческих следов. Особенно запоминается фигура беса на красноватой скале и семь отпечатков его ступни. От этого в народе и пошло название «бесовы следки».

Беломорские петроглифы создавались много тысяч лет назад и не одним мастером, поэтому они помогают проследить и понять, как развивалось искусство древнего человека, а значит, и его мышление.

Возле наскальных рисунков древние жители Беломорья совершали культовые обряды, жертвоприношения, ритуальные танцы, обращались к божествам.

Основные скопления карельских наскальных изображений условно делятся на две группы:
- Беломорские петроглифы (север Карелии, низовья реки Выг перед ее впадением в Белое море, в районе деревни Выгостров и поселка Золотец, в 9 км от города Беломорска)
- Онежские петроглифы (восточное побережье Онежского озера).

Беломорские и Онежские петроглифы различаются не только местонахождением, но и направленностью рисунков. Среди онежских много сверхъестественных, мистических образов, которые порой трудно поддаются толкованию. Кто-то даже видит в них радары, скафандры и телевизоры. Есть и другие, земные и все же необычные — длинношеие лебеди, больше похожие на изящных лохнесских чудовищ, или очень точные изображения рыб и лесных зверей. Предки запечатлели в камне даже такие изображения, которые можно смело назвать «карельской камасутрой эпохи неолита».

А беломорские древние творцы в основном изображали человека в действии — на охоте, на рыбалке, в сражении... Впрочем, загадочные изображения «Беса» есть и среди онежских, и среди беломорских петроглифов. Места, где находится эта фигура, легко опознать по их названиям: Бесов нос (Онежское озеро) и Бесовы следки (Беломорье).

Онежские петроглифы находятся в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны на скалах мысов Бесов нос, Гажий нос, Пери нос, Кладовец и на острове Гурий, всего почти на 20 км озерного берега. Здесь находится примерно 1200 изображений. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м. Есть тут и загадочные петроглифы — знаменитая триада на оконечности мыса Бесов Нос: «бес», сом (налим) и выдра (ящерица), а также мистические знаки, луна и солнце, и какие-то странные создания. Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Жители близлежащих деревень издавна знали о наскальных рисунках и считали их порождением нечистой силы. А монахи Муромского монастыря, чтобы «обезвредить» «дьявольские рисунки», примерно в XV веке поверх изображения триады выбили христианский крест. Сохранились наскальные рисунки на мысах Пери нос, Карецкий нос и на полуострове Кочковнаволоке около поселка Шальский. Самые западные из Онежских петроглифов обнаружены на острове Большой Голец.

Беломорский петроглифический комплекс  включает более 2000 изображений, расположенных в трех основных скоплениях: «Залавруга», «Ерпин Пудас» и «Бесовы Следки». Здесь отчетливо видны изображения людей и животных, сцены охоты, сражений и ритуальных шествий. Тут находится древнейшее в мире изображение человека на лыжах.

Петроглифы Карелии широко используются как первоисточник для изучения первобытных представлений об окружающем мире, верований и самого первобытного сознания. Наскальные полотна справедливо называют "мастерскими сознания", "листами каменной книги" - хранилищами подлинных записей древних мыслей. Но выражены эти мысли в образно-знаковой форме. Они дошли до нас как бы в закодированном виде, а сам код утрачен. Не зная всей системы представлений и обрядовой практики того времени, трудно добраться до их изначального смысла. Исследователи склоняются к мысли, что рисунки на скалах не были буквальным отражением эпизодов повседневной действительности, а скорее, являются более сложными символами, запечатлевшими представления о мире, его движущих силах и связях. С помощью изображений древние колдуны ("шаманы") сумели выделить центральные участки святилищ, сделать зримыми и доступными для непосредственного контакта главные объекты поклонения. Первоначально сами образы могли наноситься углем, охрой, кровью или чем-то еще. Но вода, снег и лед их быстро смывали и стирали. Именно желание придать рисунку стойкость и долговечность привело в конце концов к появлению техники выбивки.

Святилища нельзя назвать укромными или труднодоступными. Они находятся как раз в зоне промысловых угодий и лежат на основных путях сообщения, проходивших вдоль берега - и по воде, и по суше. При относительно слабой природной потаенности доступность святилищ для населения регулировалась характером обрядов, их периодичностью, традициями и т.д. Сами обряды совершались главным образом в весенне-летний сезон, когда наскальные полотна освобождались от снега, а уровень воды сохранялся в пределах нормы. Обряды, в которых использовались петроглифы, вряд ли носили какой-то узко специализированный характер и были связаны только с магией, тотемизмом, анимизмом, другими верованиями. Скорее, в них нашел отражение их синтез. Здесь могли проводиться и инициации юношей, ритуальные действия посвященные началу или окончанию промыслового сезона, поклонение предкам и другие. В культовых действиях и обрядах выбитые рисунки служили своего рода иконостасами святилищ.

Четкость наскальных гравюр в большой степени зависит от освещения. Лучше всего осматривать их ранним солнечным утром или вечером — в это время изображения становятся более рельефными. А в лучах заходящего солнца рисунки двигаются, так что получаются «живые картинки».

Карельские петроглифы. Бесовы Следки
Карельские петроглифы. Бесовы Следки
Карельские петроглифы. Бесовы Следки
На рисунке изображён некий человек, стоящий на одной ноге с поднятой левой рукой и одним закрытым глазом. Эта специфическая поза, несмотря на то, что она хорошо известна в истории европейского шаманизма, среди советских и российских исследователей не получила серьёзного осмысления. Так, например, у кельтских народов эта сакральная поза называлась "позой Луга" или "позой Кухулина". Символическая "одноногость" человека (шамана, мага), стоящего в этой позе прямо связана с чрезвычайно архаическими культами богов Смерти и магии (сравн. Одноглазого Одина в скандинавской Традиции, одноногую Бабу-Ягу - в славянской, одноногих Стражей Иного мира в валлийском эпосе и т.д.). В древности считалось, что маг, принимающий "позу Луга", находится сразу в обоих мирах (в этом и в Ином) и, соответственно, видит открытым глазом мир явленный, а закрытым - Иной Мир (мир духов).
 
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Фрагмент петролигофов святилища Бесовы следки.
 
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Петроглиф святилища Бесов Нос.
 
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Петроглифов на мысе Кладовец не много и в основном они представляют собой наскальные изображения водоплавающих птиц, наверное лебедей.
 
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Кроме изображения "беса" на скалах Бесова Носа можно разглядеть петроглифы лебедей, выдры, лося и еще кого-то или чего-то :)
 
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Петроглифы Карелии
Пери Нос. Петроглифы
 

Текст....

 

Песня эльфа вереска

Сесиль Мэри Баркер

Хэй, это вереск! Север и юг
Укрыл я коврами на мили вокруг.
Отправься на запад, потом на восток –
Повсюду лиловый найдёшь лепесток.

Спину прямее! Выше колено!
Мигом я пустошь цветами одену!
Целое лето я с ветром скачу.
Юному вереску всё по плечу!
(Вереск на рисунке называется болотным. Чаще встречается другой вид – вереск обыкновенный).