Итак, что и зачем традиционно украшают славяне.

Начнем с головы

На макушке головы существует центр, отвечающий за связь с божественным миром. Он помогает в осознании причин и следствий, постижении природных и мировых Законов в нашей традиции. Этот центр называется РОДНИК.

В прежние времена мужчины постоянно носили шапки, но при входе в святые места шапки всегда снимались для того, чтобы открыть Родник, и убрать препятствия контакту с Миром. Женщины же постоянно,по достижении определенного возраста, носили головные уборы. До замужества они напоминают собой открытую корону, которая символизирует, что девушка имеет открытый Родник и строит свои собственные связи с миром, а после замужества голова покрывается платком в знак того, что за ее отношения с миром теперь отвечает ее муж, а ее мысли отныне направлены на свой дом, семью и Род.

У мужчин же имеющих высокий статус, то есть тех, которые отвечали за жизни других людей, Родная связь с Миром усиливалась за счет специальных «статусных» головных уборов. Это княжеские шапки, а позже царская корона или воинские шлемы. Эти уборы делались с определенной символикой, помогающей току силы. И делались они из драгоценных металлов. Например золото - это металл Солнца, который подчеркивает, и одновременно привлекает светлые мысли и силы в Родник.

Следующий значимый центр – ЧЕЛО.

Этот центр отвечает за интуицию, ясновидение и познание.

Все помнят классика « … а во лбу звезда горит…». Украшения Чела больше свойственно женщинам, особенно девушкам в пору выбора суженого. Куда уж здесь без интуиции? С юности девушки носили тесемки и ленты на челе, потом, девью красоту и увясло, различные венцы. Последним девичьим венцом является свадебный венец, используемый на обряде венчания. В настоящее время женщины используют ободки для волос, которые выполняют ту же роль (особенно если правильно сделаны).

Для мужчин этот вид украшения был распространен лишь у княжеских детей и одновременно символизировал статус и помогал в развитии ума.

ГОРЛО.

Центр располагается у основания шеи, отвечает за самовыражения и самореализацию в миру.

Металлический обруч, надетый на шею, является преградой, способной помешать душе покинуть тело. Его носили и мужчины и женщины, только рисунки на гривнах были разные. Были еще и рабские ошейники, как символ несвободы и подчинению чужой воле.

Воинам гривна помогала выжить в бою, служила оберегом.

Женщины, с древности до наших дней носят множество украшений на горловом центре – это и гривны, и колье, и цепочки с подвесками, кулонами и брелоками, и бархотки, и монисты и многочисленные многовариантные бусы. С помощью этих украшений регулируется гормональная система, лечится простуда. Они служат оберегами и подчеркивают индивидуальность и статус.

СЕРДЦЕ.

Отвечает за отношения с окружающим миром (сострадание, сила любви и веры, доброта, нежные чувства, любовь окружающих и т.д.).

Очень часто СЕРДЦЕ и ГОРЛО связывались украшениями воедино, что символизирует действия в мире по своей воле.

Стоит упомянуть, кроме того, что и пуговицы, которые первоначально скрепляли одежду только у воротника, носили не только практическое, но и магическое значение. Сами слова «пуговица», «пуговка» происходят от слова «пугать». Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самым уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела – шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим пуговицы украшались заговоренными узорами (чаще всего это был символ солнца – спираль или круг с точкой посередине), призванными отгонять, отпугивать от владельца одежды злых духов.

ЯРЛО

Солнечное сплетение отвечает за внутренний огонь, питание организма, волю и социальные связи. Ярло – центр власти над собой, над людьми и над миром. Она – источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира, и одновременно, самому оказывать влияние на этот мир. Именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы.

Все пояса, кушаки, ремни поддерживают и стимулируют энергию этого центра. На них прикрепляются всевозможные бляхи, пряжки, нашивки.

Мужским поясам с помощью узоров, камней и металлических украшений, традиционно придавалось свойство влияния на внешний мир, а женским на внутренний.

ЖИВОТ

Дает жизненную энергию и изобилие, отвечает за продолжение Рода.

Обычно энергию этого центра регулируют кончики пояса. А у женщин узоры на нижнем белье, материал которого тоже не безразличен для тока силы.

ЗАРОД

Этот центр отвечает за выживание, регулирует иммунитет, позволяет человеку совершать длительную и «грубую» физическую работу. Зарод дает внутреннее чувство опоры, душевную устойчивость, твердость.

Жизнь этого жизненно важного центра тоже регулируется кончиками пояса, на которые нашивались различные обереги, и еще узорами и нашивками по подолу юбки у женщин.

ЗАПЯСТЬЯ

На запястьях расположены зоны энергетического выхода жилы Зарода, поэтому браслеты носят обережную и регулирующую функцию.

Браслеты и наручи носят как мужчины, так и женщины.

Ношение перстней, серег, височных колец также оказывает определенное воздействие на движение силы в организме. А также металлы из которых они изготовлены, и цветные каменья, которые так любимы нашим народом.

Но мы пока на этом остановимся.

Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II
Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II
Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II
Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II
 
Гривны. Височные кольца..
Гривны. Височные кольца..
Гривны. Височные кольца..
Семилопастные височные кольца. По материалам подмосковных курганов. Из книги Жилиной Н.В. «Русский ювелирный убор»
 
Женщина дьяковской культуры. Реконструкция
Женщина дьяковской культуры. Реконструкция
Женщина дьяковской культуры. Реконструкция
Носителей дьяковской культуры принято считать предками летописного народа меря.
С III в. ассортимент костяных изделий резко сокращается, и под конец они вовсе исчезают; они вытесняются железом, в обработке которого дьяковские кузнецы достигли заметных успехов.Развивается ювелирное искусство, с того же III в. широко распространяются бронзовые украшения, орнаментированные разноцветной выемчатой эмалью (характерные для Восточной Европы той эпохи); появляются специфически дьяковские ювелирные изделия: бантиковидные нашивные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками, украшенные парными шариками зерни, ажурные застежки-сюльгамы. Дьяковцы были людьми грацильного телосложения: худощавыми и невысокого роста.
 
Забава Путятишна
Забава Путятишна
Забава Путятишна
С. Соломко. Забава Путятишна
 
Косметика
Косметика
Косметика
Те части человека, которые одеждой не удавалось скрыть, "оберегал" от происков сатаны толстый слой косметики, поэтому с косметикой на Руси знакомы давно и очень даже неплохо. Особенно много использовали белила, укрывавшими не только лицо и шею, но и кисти рук, через которые, как считалось, можно наслать порчу. Руки под толстым слоем белил прятали в длинные рукава. Вообще, тогда существовали свои стандарты красоты. Красавицам считались дородные - полноватые и крепкие, здоровые женщины с чистыми румяным лицом, ясными глазами, густыми бровями. Чтоб соответствовать стандартам красоты, русские женщины во всю пользовались косметикой, однако, как уже было сказано выще косметика служила не только для украшательств, но и в качестве оберега и поэтому часто использовалась чрезмерно и иногда даже во вред красоте.
 
Костюмы из исторического музея Москвы
Костюмы из исторического музея Москвы
Костюмы из исторического музея Москвы
В России говорят: "работать спустя рукава", ввиду имеют - плохо, небрежно работать, сачковать.На самом деле произносят шифровку, связанную с культурой и модой Древней Руси. В базовом гардеробе всех женщин Древней Руси обязательно были рубаха, вышитая по вороту, рукаву и подолу, а также понёва - шерстяная юбка, перехватывавшая рубаху на талии или сарафан. Во многом моду на Руси диктовал холод, поэтому нередко рукава рубах были невероятной длины - до колен или же до земли. Для удобства их собирали в гармошку при помощи бронзовых или стеклянных браслетов, количество которых иногда доходило до 10 - 12 штук на каждой руке.
 
Костюмы из исторического музея Москвы
Костюмы из исторического музея Москвы
Костюмы из исторического музея Москвы
Покрой, фасоны, типы одежды были для всех сословий одинаковы. При этом различий между женской и мужской верхней одеждой практически не существовало.
Отличались только богатство тканей и украшений. Состоятельные шили костюмы из роскошных заморских тканей, бедные - из домотканых холстов. Платье всегда было многослойным и наглухо закрывающим тело от злых сил и порчи. Одежда служила оберегом. Важны элементом был пояс. Платье человека обязательно подпоясывали. Иногдо только нижнее платье хотя бы нижнее платье, иначе нельзя было. Распоясанный человек считался связанный с бесовщиной, то есть вел себя крайне неприлично.
 
Костюмы из исторического музея Москвы
Костюмы из исторического музея Москвы
Костюмы из исторического музея Москвы
В Древней Руси одежда имела не только практичный характер, но и выступала в качестве оберега, защищающее от сил зла. Обнаженное тело считалось незащищенным, слабым, и потому его тщательно и наглухо скрывали под слоями рубах, юбок, сарафанов, длинных рукавов и так далее..
 
Народный ритуальный костюм для танцев
Народный ритуальный костюм для танцев
Народный ритуальный костюм для танцев
Во время празднеств женщины выходили танцевать "спустив рукава", таким образом совершали колдовские обряды, ритуальные пляски, символизируя собой струи дождя или дев-птиц, приносящих земле плодородие.
 
Полуверка из окресностей Изборска
Полуверка из окресностей Изборска
Полуверка из окресностей Изборска
Акварели Солнцева Ф.Г.
 
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ АНДРЕЯ РЕМНЕВА. Разделение косы.
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ АНДРЕЯ РЕМНЕВА. Разделение косы.
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ АНДРЕЯ РЕМНЕВА. Разделение косы.
Старинный предсвадебный обряд. Девушки на Руси обычно заплетали волосы в одну косу, а перед венцом косу расплетали надвое, укладывали вокруг головы и плотно покрывали женским головным убором - кичкой, а более бедные - сорокой (что-то вроде чепчика). Такой обычай отражен в популярном русском романсе "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", где поется: "Рано мою косыньку на две расплетать..."
 
Реконструкция костюма муромской женщины и нагрудные украшения
Реконструкция костюма муромской женщины и нагрудные украшения
Реконструкция костюма муромской женщины и нагрудные украшения
Носителей городецкой (VII век до н. э. — II век н. э.) культуры принято считать предками народов муромы и мордвы.
Этнически определяющими предметами для муромских женщин являлись головной убор, пояс, обувь. В состав головного убора входили жгуты, венчики, ремни, височные кольца, накосники. Головные жгуты изготавливались из конского волоса, льняных или шерстяных нитей, свернутых или сшитых в виде трубочки полос кожи, бересты. Головные венчики носились на лобной части: на темени концы их завязывались или застегивались пряжкой. Наиболее распространенным этническим украшением муромы являлись височные кольца со щитком, изготовлявшиеся главным образом из бронзы. Головной убор дополняется массивными лунничными височными кольцами. Их носили по одному с каждой стороны головы, вместе со щитковыми. В отличие от соседних племен, где кожаные пояса были принадлежностью мужского костюма, у муромы кожаные пояса с металлическими накладками, наконечниками и шумящими привесками, колокольчиками носили и женщины. Шумящие украшения пояса должны были отпугивать злых духов. Об охранительном значении пояса свидетельствуют и амулеты-коньки, опущенные с пояса до уровня лона женщины. Украшения обуви состояли из пронизок, обоймиц и различных бляшек с подвешенными к ним колечками, пришивавшихся в области стопы. Возможно, подпоясанная одежда типа рубахи носилась с напуском, и подол ее с нашитыми шумящими привесками доходил до середины голени, открывая богато украшенные ноги.
 
Серпуховская крестьянка
Серпуховская крестьянка
Серпуховская крестьянка
Акварели Солнцева Ф.Г.
 

На протяжении всей мировой истории человека сопровождают украшения. Потребность в украшениях у наших предков была необычайно высока. Они играли множество ролей в жизни человека, многие из которых почти утрачены современной культурой. Славянские украшения служили амулетами, талисманами и оберегами. Они определяли статус человека в обществе, представляли из себя  государственные, религиозные и воинские символы, и обозначали родовую принадлежность и социальный статус носящего их человека. И еще, с помощью украшений регулировалось состояние здоровья, настроение и характер человека.

Обычно украшения носятся в определенных местах, причем разные культурные традиции говорят о разных способах ношения.

В славянской культуре не принято украшать нос или прокалывать нижнюю губу, зато существует множество вариантов ношения колец.

Текст....

 

Песня эльфа вереска

Сесиль Мэри Баркер

Хэй, это вереск! Север и юг
Укрыл я коврами на мили вокруг.
Отправься на запад, потом на восток –
Повсюду лиловый найдёшь лепесток.

Спину прямее! Выше колено!
Мигом я пустошь цветами одену!
Целое лето я с ветром скачу.
Юному вереску всё по плечу!
(Вереск на рисунке называется болотным. Чаще встречается другой вид – вереск обыкновенный).