СтатьяО БУБЕНЦАХ читать
 
СтатьяНАРОДНЫЕ СУЕВЕРИЯ   читать
 
Чай: 
Чай из клевера: 4-6 сухих головок (соцветий) залить 1/4 л кипятка и настоять 15 минут; после процеживания подсластить медом. Для очищения крови рекомендуют 2-3 чашки чая в день в течение 4-6 недель.
 

 
Партнеры

Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

 

Компания ОАО«Труд»  

Услуги по металлообработке, производство инструмента

Главная / Мастерская предков / Браслеты славян

Браслет 11-13 вв, медный сплав, литье.
Браслет 11-13 вв, медный сплав, литье.
Браслет 11-13 вв, медный сплав, литье.
Пластинчатые браслеты. Аналог рисунков есть в нашей коллекции.
 
Браслет пластинчатый
Браслет пластинчатый
Браслет пластинчатый
Узкомассивный широкосерединный браслет с несомкнутыми концами и чеканным орнаментом.
Серебро, литьё, ковка, чеканка.
X-XII вв.
 
Браслет пластинчатый
Браслет пластинчатый
Браслет пластинчатый
Медный сплав, литьё, ковка, чеканка. XII-XIV вв.
Браслет пластинчатый широкосерединный с загнутыми концами. Орнаментирован чеканым узором из точек и трилистников.
 
Браслет узкомассивный широкосерединный
Браслет узкомассивный широкосерединный
Браслет узкомассивный широкосерединный
Узкомассивный широкосерединный браслет с несомкнутыми, слегка закругленными концами и чеканым орнаментом.
Медный сплав, литьё, ковка, чеканка. X-XII вв.
Максимальный диаметр 65 мм, максимальная ширина 22 мм.


 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет из клада, найденного в 1903 году в Киеве, на территории Михайловского монастыря. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век. Государственный исторический музей.
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет из клада, найденного в 1896 году во Владимире, на территории Печернего города близ Владимирской часовни. Серебро. Гравировка, чернь, 13 век. Государственный исторический музей.
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет из клада, найденного в 1896 году во Владимире. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век. Государственный исторический музей.
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет из клада, найденного в 1896 году во Владимире. Серебро. Позолота, гравировка 12-13 век. Государственный исторический музей
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет с изображением птиц. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век. Государственный русский музей. Государственный исторический музей.
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет с изображением русального празднества, найденный в Тверском кладе 1906 года. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век. Государственный русский музей
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет из клада, найденного в 1966 году в Старой Рязани. Позолота, гравировка, чернь. Конец 12 - первая треть 13 века. Рязанский областной краеведческий музей.
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Рязань Старая. Серебряный браслет («наруч») 13 в. (раскопки 1966).
 
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч
Браслет-наруч. Владимирский клад. Найден в 1896 г. ХII-ХIII в.
 
Створчатый браслет. Старая Рязань 13в.
Створчатый браслет. Старая Рязань 13в.
Створчатый браслет. Старая Рязань 13в.
 

Существует большое количество археологических находок, которые традиционно датируются 11-13 веками. Судя по уцелевшим в кладах находкам, большого мастерства достигли древнерусские мастера в изготовлении различ­ных браслетов. Верхом совершенства представляются двустворчатые браслеты- наручи, покрытые тончайшей гравировкой, позолотой и чернью. Древнерусские ювелиры научились делать такие браслеты по византийским образцам, почти полностью пов­торив их устройство, но притом создав совершенно оригинальные произведения. На браслетах изображены фан­тастические существа, птицы, плясуньи, гусляры, нередко заключённые в арочки из сложного плетёного или раститель­ного орнамента. Широкие браслеты — наручи являют собой яркую иллюстрацию живучести на Руси языческих традиций, гонимых, но тщательно оберегаемых в народе и нашед­ших своё воплощение в прикладном искусстве. Не случайно столь часто на браслетах гравировались троичные крины - древний символ жизни и Живоначальной Троицы. Помимо изящных и тонких по манере исполнения столичных нару­чей уцелели и двустворчатые браслеты, явно сделанные в мелких провинциальных мастерских, где тоже работали по золоту и серебру. Подобные изделия представлены брас­летами с изображением птиц (клады Любеча, Черниговс­кая область, и Романова, Могилёвская область). Птицы на них неказистые, с приземистыми фигурами, явно выпол­нены неумелой рукой.

В распоряжении науки существует неоценимый материал о русских русалиях. Это - вещи, предназначенные для русалий и несущие на себе как изображения тонко разработанной русальской символики, так и самих русалий, с их плясками, музыкой и даже жертвоприношениями языческим божествам. Речь идет о широких серебряных двустворчатых браслетах-наручах, многократно находимых в богатых кладах XII - XIII вв. Они сосуществуют в кладах с золотыми вещами, одновременны им, но резко отличаются тем, что им нет золотых соответствий и тем, что в отличие от всей золотой "утвари", постепенно переходящей от языческих сюжетов к христианским, на двустворчатых браслетах никогда не изображалось ничего христианского, хотя они дожили до той же крайней даты, определяющей хронологический рубеж кладов - до 1237-1241 г .

Примером такого браслета с вилами-русалками в виде сиринов (но без нимбов) может служить наруч из Киева (клад 1889 г. на ус. Раковского).

Створки наруча разделены на два яруса; верхний оформлен шестью арочками. На одной створке в средней арке условный знак растительности и две вилы в боковых. На другой створке тоже две вилы рядом, а знак растительности уже превратился в знак плодовитости с отягощенными ветвями. Этим показана динамика вегетативной силы. В нижнем ярусе первой створки два клейма тоже с показом динамики: на левом - узлы корней, а на правом, кроме корней, даны и ростки. На другой створке - знак воды и неясный по своему смыслу знак из двух крестов. На календаре IV в. такой знак означал июнь месяц, разгар солнца.

     Данный наруч является редким образцом потаенного изображения русалий: русалки есть, аграрная, карпогоническая символика есть, но ничего непристойного с позиций духовенства нет. Корням придано отдаленное сходство с семарглами. Но ведь отдаленное...

Выше уже отмечалось наличие почти во всех кладах двух разных наборов украшений: золотой гарнитур предназначался для торжественных официальных выходов, которые прежде всего предусматривали появление княгини или боярыни на пиру или в соборе, на обозримых снизу церковных хорах. Языческие заклинательные элементы декора были расчетливо замаскированы: русалки-сирины, ростки-крины, русалочьи рога - непонятный на первый взгляд декоративный элемент, древо жизни, птицы, ветки хмеля, похожие на виноградную лозу, - все это не должно было возбуждать подозрений у народа, которому княгиня показывалась в блеске золота и в многоцветье обрамленной жемчугом сверкающей финифти.

Серебряный убор в меньшей степени был рассчитан на всенародное рассмотрение, и поэтому здесь господствовали грифоны-дивы, семарглы, ящеры (на поясах и браслетах) и целый мир откровенно языческих сцен на двустворчатых наручах, безусловно, не предназначенных для показа их в церковной обстановке.

Разгадка отсутствия христианских изображений на серебряных двустворчатых браслетах и вызывающего обилия языческих сюжетов на них заключается в их функциональном назначении: широкие двустворчатые, на шарнирах, наручи предназначались для застегивания на запястьях обшлагов длинных рукавов ритуальной одежды.

Наверх